- Государственный академический русский театр драмы имени М.Горького
Государственный академический русский театр драмы имени М.Горького
История Государственного академического русского театра драмы
им. М. Горького города Астаны берет начало с конца XIX века. В 1899 г., согласно дошедшим до нас материалам газеты «Акмолинские областные ведомости»
от 20 июня 1899 года, известно следующее: Акмолинская городская Дума приняла решение «поручить Управе приобрести покупкою здание» для общественного театра, которое было принято по заявлению любителей драматического искусства. Это сообщение стало точкой отсчета истории будущего профессионального драматического театра в Акмолинске. Год 1899-й – год создания постоянной труппы, разместившейся в одноэтажном здании (ныне памятник архитектуры XIX века), со своим репертуаром, пользующимся большим успехом у горожан. Сначала был поставлен водевиль Федорова в одном действии «Вспышка у домашнего очага», после водевиля шутка в трех действиях «Скандал в благородном семействе».
В 1899-м году была создана постоянная труппа, с репертуаром, пользующимся большим успехом у горожан. Сначала был поставлен водевиль Федорова в одном действии «Вспышка у домашнего очага», после водевиля шутка в трех действиях «Скандал в благородном семействе».
В 1912 году в «Акмолинских областных ведомостях» вышла информация
о большом успехе спектакля «Иван Сусанин», сыгранного под новый 1913 год.
С 1913 года начинает работать татарская труппа, спектакли играют на двух языках: арабском и татарском.
С 1919 года артисты показывают спектакли для раненых красноармейцев. Режиссером русской труппы назначается Т. Сергеева. В репертуаре театра - произведения «Власть тьмы» Л. Толстого и «Лес» А. Островского.
В конце 1922 года Сакен Сейфуллин ставит силами казахской молодежи свою пьесу «Бақыт жолында», затем появляются еще спектакли по его пьесам.
В 1920–1930 годы театр работает то в Народном доме (ныне здание Пограничной службы КНБ РК), то в закрытом Александро-Невском соборе, то в Летнем театре, не имея возможности работать зимой. В 1939 году театру было передано здание, в котором он находится по сей день.
В 40-е годы Акмолинский театр стал одним из ведущих творческих коллективов РК. С 1942 по 1943 годы в Акмолинске работает эвакуированный Ворошиловградский театр, после отъезда которого часть актеров осталась в городе. В труппу театра влились артистки – бывшие узницы АЛЖИРа.
В 1943 году начинает свою работу казахское отделение при областном русском драмтеатре. В труппу вошли молодые актеры из самодеятельных коллективов. Первыми постановками этого периода стали «Жарыс» («Соревнование») по пьесе
Г. Мустафина, затем последовали «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Алдар Косе»
и другие. Самыми популярными спектаклями военного и послевоенного времени становятся: «Жди меня» и «Русские люди» К. Симонова, «Свои люди – сочтемся»
А. Островского, «Площадь цветов» В. Ильенкова, «Последние» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Без вины виноватые» А. Островский, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, русские водевили.
В послевоенные годы по приказу Совета Министров СССР театр преобразовывается в передвижной Атбасарский межрайонный колхозно-совхозный театр, в который перешли все актеры областного театра. До 1955 года театр играл спектакли 6месяцев в году в Акмолинске, а остальное время – по всем районам Акмолинской области.
В 1957 году спектакль "Пучина" по пьесе А.Островского был отмечен на Всесоюзном смотре "Театральная весна".
С 1959 года театр носит имя Максима Горького.
В 60-е годы театр переживает свой творческий взлет. Спектакль "Сакен Сейфуллин" по пьесе С. Муканова, впервые поставленный на русском языке, был удостоен Диплома 1-й степени на Республиканском смотре.
В период 1970–1980-х гг. театр достигает высокого уровня в своем развитии. В спектаклях органично сочетается идейность и художественность. В репертуаре лучшие пьесы советских и зарубежных драматургов: Б. Горбатова, В. Розова, В. Собко, Б. Нушича, А. Абишева, У. Шекспира, М. Горького, Н. Анкилова, М. Рощина, А. Коломийца, Б. Васильева, Б. Брехта. Этот период в театре ознаменован творческой работой целой плеяды талантливых режиссеров: Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР И. Сермягина, Заслуженного деятеля РК, обладателя серебряной медали им. А. Попова Ж. Омарова, Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, режиссера театра и кино А. Мамбетова, В. Пинчука, Р. Маркина, В. Бородина, В. Трегубенко.
В 1991 г., в год провозглашения Независимости Республики Казахстан, театр перестраивается и начинает искать новые направления деятельности, возраждается интерес к историческому прошлому казахского народа, национальной культуре.
На первый план выходит жанр исторической драмы: "Чингисхан" И.Оразбаева (1992 год), "Рано прозрел в поисках истины..." по роману "Путь Абая" М.Ауэзова в постановке легендарного Азербайджана Мамбетова (1995 г.), "Хан Кене" М.Ауэзова (1997 г.), "Борис Годунов" А.Пушкина и "Бесы" Ф.Достоевского.
С начала 2000-х г.г. Одним из основных направлений деятельности театра становятся гастроли по городам Казахстана и участие в республиканских и международных фестивалях: Международный фестиваль в рамках Всемирного конгресса, посвященного году русского языка (Гранада, Испания), Международный театральный фестиваль «Вечный Шекспир», посвящённый творчеству У. Шекспира (Пекин, Китай), Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» (г. Санкт-Петербург), Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», Мелихово, международные фестивали «Сахнадан Салем!», Астана; «Откровение», Алматы; «Радуга», Санкт-Петербург; «Белая Вежа», Брест; «Астана», Астана; «Театральная осень», Кокшетау; «Театр. Территория единения», Владимир, «SynergyWTF» (Сербия), «Артмиграция», и другие. География поездок театра включает в себя Белоруссию, Венгрию, Испанию, Китай, Кыргызстан, Македонию, Россию, Сербию. Эти поездки дали возможность заявить о себе как серьезном, психологическом театре и достойно представлять театральное искусство Казахстана.
В 2012 году театру присвоен статус "Академический".
В 2022 году художественным руководителем театра назначен Заслуженный артист РК Бекпулат Парманов.
В 2019 г., премьерой спектакля "Женитьба" Н. Гоголя открылась Малая сцена театра, где с успехом проходят показы других новых спектаклей: "Человек-Подушка" М.МакДонаха, "Гроза" А.Островского, "Светлые думы" В.Шукшина, "Путешествие в обратно" Э.Э. Шмитта, "Снегурушка" М.Бартенева, "Кин IV" Г. Горина, «Жизнь без…» Д. Фо, Ф. Раме.
Большинство постановок осуществляется приглашенными режиссерами, художниками-сценографами, композиторами, что способствует художественному обогащению театра. В разные годы с театром сотрудничали режиссеры Йонас Вайткус, Агнюс Янкявичус (Литва), Егише Геворкян (Австрия) Нурлан Асанбеков (Кыргызстан), Барзу Абдураззаков (Таджикистан), Леонид Чигин, Владимир Тыкке, Александр Каневский, Сергей Потапов, Юрий Квятковский, Туфан Имамутдинов, Рача Махатаев, Евгений Гельфонд, Иван Петров, Сергей Федотов, Михаил Филимонов (Россия), Тимофей Ткачев (Белоруссия).
На сегодняшний день Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького представляют: худрук и главный режиссер - Заслуженный артист РК, «Ерең еңбегі үшін», «Еңбек ардагері», обладатель Почетной грамоты Президента РФ Бекпулат Парманов и главный художник – «Мәдениет қайраткері» Канат Максутов. В труппе театра:
Заслуженная артистка РК, «Еңбек ардагері», кавалер ордена Дружбы России Наталья Косенко; Заслуженный деятель РК, Народный артист Кыргызстана, кавалер ордена Дружбы России Сергей Матвеев; «Мәдениет саласының үздігі», «Еңбек ардагері» Наталья Матвеева; Заслуженный деятель РК, «Ерең еңбегі үшін» Людмила Крючкова; «Ерең еңбегі үшін», «Мәдениет саласының үздігі» Нина Дроботова; кавалер Ордена «Достык» 2 степени Екатерина Максим; кавалер Ордена «Курмет» Светлана Фортуна; «Мәдениет қайраткері»: Маргарита Мухаметдиева; Александр Корженко, и Болат Кирибаев; «Мәдениет саласының үздігі»: Зинаида Абаназиди, Оксана Бойко, Иван Анопченко, Игорь Седин, Мария Бандышева, Ульяна Штильман; Евгений Карачаров, Полина Харламова, Данил Хомко, Сергей Маштаков, Дмитрий Маштаков, Максим Ященко, Айжулдыз Багланова, Анастасия Понеделкова, Елизавета Букова, Вадим Халиков, Эльмира Фатыхова, Анна Пупкова, Илья Соболев, Алексей Попов, Саржан Саги, Майлыбаева Индира, Кожантаев Диас, Матасова Екатерина.
Театр – это всегда актуальное, постоянно обновляющееся искусство, в центре которого находится личность со всеми ее вечными загадками и неизбежными вопросами человеческого бытия.